Система вопросов для анализа поэтического текста
(См.: Н.Л.Карнаух, И.В.Щербина. Письменные вопросы по литературе. 9 - 11 классы. - М., "Дрофа", 2005. - С. 17 - 18).
I
- в чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры?
- как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает?
- как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?
II
1.
- имеет ли стихотворение название?
- что в нем отражено?
- кто адресат посвящения (если оно есть)?
- в чем смысл посвящения?
2.
- как построено стихотворение?
- если оно делится на строфы, сколько их?
- каковы они по форме?
- как связаны между собой?
3.
- как звучит начало стихотворения?
- какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?
- если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние?
- что с ним происходит? с помощью каких художественных средств это изображено?
4.
- как движется поэтическая мысль от начала к финалу?
- как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т.д.?
- какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?
- каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?
- какие ассоциации возникают? почему?
- как они углубляют восприятие?
- как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигнута кульминация?
- какими художественными средствами это изображено?
5.
- каков итог лирического высказывания7
- находит ли лирический конфликт свое разрешение?
- какими поэтическими средствами это выражено?
- как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения7
III.
- как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения?
- в чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?
- как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?